ЛУЧШИЕ по итогам 2011 года


По материалам редакции «Континент Сибирь», мы продолжаем серию публикаций, посвященных самым заметным событиям, самым ярким назначениям, а также самым успешным сибирским компаниям по итогам 2011 года. В этом и в дальнейших материалах определяем лидеров тех или иных рынков и стараемся выявить, за счет чего им удалось достичь такого положения.

Событие года

На статус «событие года» в новосибирской политике претендовали различные инициативы и свершения представителей политических и деловых кругов. Необычайное оживление в новосибирской политической жизни произошло летом, когда группа бизнесменов — супруга председателя совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрия Терешкова и директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова, бывший владелец крупнейшего российского производителя мороженого — компании «Инмарко» Дмитрий Докин, Николай Скороходов, представляющий сеть магазинов «Холидей», и совладелец компании «Сибирский гигант» Александр Манцуров вошли в политсовет новосибирского филиала политической партии «Правое дело». Новосибирские бизнесмены, ранее старавшиеся дистанцироваться от политики, пришли в обновленную партию после того, как 25 июня 2011 года лидером «Правого дела» стал известный российский предприниматель Михаил Прохоров. Но предполагаемый «успех года» стал одновременно и «провалом года» — 15 сентября 2011 года на съезде партии господин Прохоров был освобожден от должности председателя «Правого дела» и вышел из партии. Примеру своего лидера последовали и его сторонники, в том числе новосибирское партийное руководство во главе с Анной Терешковой.

Логической развязкой политических баталий 2011-го стали выборы депутатов Государственной думы 6-го созыва, состоявшиеся 4 декабря. Результат «единороссов», проигравших коммунистам в Новосибирске и ряде городов области, а также показавших низкие результаты по Сибирскому федеральному округу и России в целом, позволил им оспаривать звание «провала года» у Михаила Прохорова. «Успехом года» стали результаты новосибирской оппозиции, получившей по итогам выборов более 60% голосов избирателей в совокупности и четыре мандата в Государственной думе нового созыва.

Назначение года

Самым важным кадровым назначением года можно считать смену генерального директора макрорегионального филиала «Сибирь» компании «Ростелеком», произошедшую практически сразу после присоединения к ней «Сибирьтелекома». Ранее этот пост на протяжении двух лет занимал Иван Дадыкин, который в этом году покинул компанию «в связи с истечением срока действия трудового договора» и, по словам источников «КС», перешел на государственную службу в Москву, курируя отрасль связи.

Интрига сохранялась до последнего момента, так как ни участникам рынка, ни даже сотрудникам компании не было ясно, кто же займет место Ивана Дадыкина на посту директора объединенной компании, являющейся самым крупным телекоммуникационным оператором Сибири. Среди возможных кандидатур в основном назывались заместитель директора макрорегионального филиала «Сибирь» компании «Ростелеком» Роман Кравцов, а также коммерческий директор Валерий Беленький, хотя и допускались варианты назначения какого-либо кандидата из Москвы.

В результате неожиданно для многих кресло директора занял Максим Кудрявцев, который работал в компании на протяжении 12 лет, с 1998 года. С 2002 года он был помощником директора Горно-Алтайского филиала «Сибирьтелекома», а затем с 2005 года — советником директора. В июне 2007 года Кудрявцев стал заместителем директора по коммерческим вопросам, а уже через год занял должность директора Горно-Алтайского филиала «Сибирьтелекома». 3 ноября 2009 года Максим Кудрявцев переходит на работу в Омский филиал «Сибирьтелекома», получив вначале должность и. о. директора и замдиректора, а с 1 апреля 2011 года — директора этого филиала.

Компания года на рынке интернет-провайдеров

В течение трех кварталов 2011 года рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в Сибири и конкретно в Новосибирске продолжил стабильно расти, продемонстрировав рост порядка 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие относительно скромные показатели объясняются высоким уровнем проникновения Интернета (по разным оценкам, составляет 67–75%), что приводит к тому, что по сути операторам приходится не завоевывать новых абонентов, а бороться за существующих клиентов. Все это отражается в том, что удержание текущей абонентской базы становится одной из наиболее важных задач операторов. В свою очередь естественное расширение клиентской базы возможно лишь путем выхода в небольшие соседние города и населенные пункты области.

В таких условиях успешное наращивание своей базы является важной заслугой любого телекоммуникационного оператора. Если брать за основу успешности темп прироста абонентов, то по этому показателю лидером является компания ТТК-ЗС, которой за год удалось, по собственным данным, удвоить число абонентов до 30 тысяч. Свою долю на рынке широкополосного доступа в Интернет в Новосибирске по результатам трех кварталов в ТТК-ЗС оценивают на уровне 8% и отмечают, что этих позиций удалось достичь за 2,5 года работы на рынке. Оценки аналитического агентства iKS-Consulting немного расходятся с данными оператора. «ТТК-ЗС действительно интенсивно росла, и по нашим оценкам, на сегодня их доля рынка превысила 5% — от 400 тыс. абонентов. В своих расчетах мы основываемся на трехмесячной активности абонентов. Поэтому если сопоставить наши данные с данными компании, то скорее всего, у ТТК-ЗС 24 тысячи активных абонентов из 30», — поясняет аналитик iKS-Consulting Михаил Бодягин.

Тем не менее, несмотря на корректировки, результат ТТК-ЗС по темпам роста абонентской базы все равно можно считать высоким. Причина этого кроется в том, что компания целенаправленно взяла вектор на активное развитие в сегменте B2C, не забыв про B2B-рынок, и достигла там высоких результатов, хотя по абсолютному показателю численности абонентской базы так и осталась за пределами Топ-3. В свою очередь количество корпоративных клиентов ТТК-ЗС составляет порядка 2 тыс. абонентов. До 2010 года компания работала в основном с крупными клиентами, среди которых государственные и коммерческие структуры, однако с 2010 года начала активно предоставлять услуги СМБ (среднему и малому бизнесу). «Первые результаты можно увидеть уже сегодня — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года клиентская база удвоилась, и к сети ТТК-ЗС подключено уже более 50 торговых и бизнес-центров Новосибирска», — отмечал «КС» коммерческий директор ТТК-ЗС Борис Плетнев.

Второе место по показателю прироста абонентской базы занял «Новотелеком» (+47%) со 125 тысячами абонентов. В дальнейшем оператор планирует существенно усилить свои позиции за счет объединения с другими крупными региональными операторами — «Е-Лайт Телеком» (Кемерово) и «Томтел» (Томск). Сама сделка будет закрыта в начале 2012 года, после окончания всех юридических процедур и получения необходимых одобрений. Благодаря интеграционной сделке совокупная абонентская база объединенного оператора, по данным «Новотелекома», составит 250 тысяч абонентов высокоскоростного Интернета и 80 тысяч абонентов кабельного телевидения в 11 городах трех областей. В планах объединенной компании — выйти на рубеж 500 тысяч абонентов. При этом выручка объединенного оператора за 2011 год планируется в размере 1,8 млрд рублей.

Замыкает Топ-3 по показателю прироста абонентской базы компания «Сибирские Сети» с показателем 90 тысяч абонентов по Сибири (+27%). В этом году оператор осуществил продажу 20% акций стратегическому инвестору в лице инвестиционного фонда CapMan Russia. Полученные средства провайдер вкладывает в том числе в активную географическую экспансию. Так, «Сибирские Сети» уже купили барнаульского провайдера Altline и кемеровского «Русский медведь». В ближайшее время компания планирует выйти в ряд других небольших городов Сибири, а инвестиционный директор CapMan Russia Максим Попов при этом не исключил и выход «Сибирских Сетей» даже за границы Сибирского федерального округа. Как и объединенный оператор «Новотелеком-GoodLine-Томтел», к 2015 году «Сибирские Сети» планируют иметь 500 тысяч абонентов, а размер выручки к этому времени должен составить 2 млрд рублей в год.

Если же ранжировать провайдеров по объему абонентской базы в сегменте B2C, то лидером по этому показателю как в Сибири, так и по Новосибирской области является «Ростелеком». В конце декабря оператор наградил своего миллионного абонента по Сибири, которым стал житель Новосибирска. В целом же по Новосибирской области абонентская база компании за три квартала достигла отметки в 140 тысяч абонентов, что на 25% больше, чем годом ранее. В дальнейшем у «Ростелекома» есть все шансы сохранить свое лидерство. В частности, осенью этого года оператор вывел на рынок первый федеральный продукт — услугу «Домашний Интернет», которая предоставляется жителям всех федеральных округов РФ.

Компания года-2011 на рынке сотовой связи

Для оценки успешности сотовых операторов мы решили взять за основу темпы прироста доли рынка по показателю абонентской базы физлиц за три квартала 2011 года, предоставленные независимым аналитическим агентством J’Son & Partners Consulting. В результате самым динамичным оператором, продемонстрировавшим наибольший прирост доли рынка по абонентской базе в городах присутствия, стал шведский «дискаунтер» TELE2. При этом если по итогам трех кварталов все остальные сотовые операторы потеряли в доле рынка в Новосибирской области, то TELE2, согласно данным J’Son & Partners Consulting, удалось даже нарастить свою долю сразу на 5 процентных пунктов — с 26% до 31%. Успехи TELE2 в целом по Сибири существенно скромнее: несмотря на рост с доли рынка с 13% до 15%, оператор пока занимает лишь 5-ю строчку. Такие результаты связаны с тем, что развитие TELE2 сдерживает отсутствие свободных частот в регионах, где TELE2 пока не представлен (в Алтайском и Красноярском краях, Иркутской области). Кроме того, по-прежнему не решен и вопрос о выделении частот 4G LTE, на которое в компании стратегически возлагают большие надежды.

Другим лидером среди мобильных операторов по показателю прироста доли рынка по абонентской базе физлиц стал «Билайн», сумевший за три квартала нарастить в Сибири долю с 22% до 25%, тем самым практически вернувшись к докризисным показателям. В Новосибирской области же доля «черно-желтых» по абонентской базе физлиц упала на 1%, что, собственно говоря, и не позволило назвать «Билайн» безоговорочным лидером всего рынка по рассматриваемому показателю.

Остальные мобильные операторы, по данным J’Son & Partners Consulting, продемонстрировали отрицательный прирост долей рынка по абонентской базе B2C. Несмотря на то что по итогам трех кварталов МТС по-прежнему остается лидером по показателю абонентской базы физлиц как в целом по Сибири, так и конкретно по Новосибирской области, по данным J’Son & Partners Consulting, доля рынка оператора по этому показателю уменьшилась на 2 процентных пункта по Сибири и на 3 по Новосибирской области, составив 26% и 37% соответственно.

По данным агентства, отрицательный прирост доли рынка по абонентской базе физлиц показал и «МегаФон». Так, оператор потерял один процентный пункт в Сибири и два пункта по Новосибирской области, заняв 17% и 16% рынка соответственно. Также позиции ослабили структуры «Ростелекома» («Енисейтелеком», «Байкалвестком» и Skylink). В частности, в сравнении с 2010 годом доля операторов по абонентской базе B2C упала с 19% до 16%. Однако в 2012 году, после прохождения процедуры ребрендинга и выхода в новые регионы, «Ростелеком» имеет все шансы быть на равных с «большой тройкой». Ведь даже сейчас представленный лишь в некоторых регионах Сибири «Ростелеком» сумел отстоять 16% сибирского рынка по абонентской базе, что на 1 процентный пункт больше, чем у TELE2.

О том, как сами сотовые операторы комментируют эти данные и какие меры предпринимают для удержания и наращивания своих позиций на рынке, читайте в ближайших выпусках газеты «Континент Сибирь».

Открытие года

На позицию «Открытие года» по версии «Континент Сибирь» претендовали несколько событий, освещавшихся в местных СМИ, среди которых в числе прочих называлось открытие ТЦ «Аура», состоявшееся 18 марта. Впрочем, крупнейшим открытием этого года признан запуск завода по производству литий-ионных аккумуляторов высокой емкости «Лиотех», не имеющего аналогов в стране и мире.

Запуск завода состоялся в самом конце года, 8 декабря, и стал своего рода поворотным пунктом в развитии всей системы энергосбережения на транспорте. Продукция завода получит широкое применение не только на электротранспорте, но также в энергетике в качестве накопителей энергии и источников бесперебойного питания. По словам генерального директора компании «Лиотех» Александра Ерохина, утилизация данного вида аккумуляторов абсолютно безопасна для окружающей среды.

Напомним, что завод литий-ионных аккумуляторов площадью более 400 тыс. кв. метров был построен в рекордные сроки — всего за 9 месяцев и стал совместным предприятием «РОСНАНО» и международного холдинга Thunder Sky. Общий объем инвестиций в проект составил более 13,5 млрд рублей.

Одним из основных потребителей новых аккумуляторов в России станет компания «Мобэл», с которой уже заключен контракт на сумму 3 млрд рублей. По замыслу руководства предприятия, новый завод не просто позволит создать современное производство с возможностями производства ЛИА номинальной емкости 200, 300 и 700 ампер-часов, на котором после выхода на проектную мощность будут работать более 500 человек. Также реализуя программу импортозамещения, вокруг завода будет создан целый кластер новых высокотехнологичных производств, сопутствующих материалов и компонентов, а также инжиниринговый центр.

Источник: КонтинентСибирь


Дата новости: 26.12.11
Число просмотров: 835

Предыдущие новости

Прочитать другие новости